И таки да- этот аргумент мы с будущим мужем приняли как весомый. Потому как да- именно замуж было еще неинтересно, но « квартирный вопрос» от этого никуда не исчезал.
И тут мы всерьез с родителями обсуждали все будущие перспективы. Была даже такая- Юре перевестись на вечерний, оформиться снова на стройку электриком и как лимитчику ( ну с помощью опять же моей мамы) получить сначала комнату, а потом уже « менять на съезд». Тогда пока не жениться.
Ибо я уже была по « родственному обмену обладательницей комнаты в коммуналке. А комната была увы, слишком большая, почти семнадцать метров. Что даже при рождении ребенка не давало возможности « встать на очередь». Тогда у нас было бы все равно больше пяти метров на человека.
Комната была бабушки со стороны отца. И выбита с диким трудом отцом и мамой, вместо « времянки» куда на время войны выселили саму бабушку из тоже коммуналки, но огромной на Бауманской, в доме рядом с метро. Им тогда настроили бараков в Томилино, таких двухэтажных с удобствами на этаже и холодной водой на кухне, которую уже позднее провели. Многие из них еще в начале века были живы. Чтоб в войну на смены не опаздывать.
Вернуть в Москву бабушку родители не сумели, а вот таки хотя бы чуть улучшить ее жилищные условия удалось. И помогло больше не то, что отец воевал, орденоносец там и коммунист, а то, что его однокашник стал к тому времени в запасе начальником паспортного стола. Поскрипывая, но дали ей комнату получше, чем была.
Так вот - как только мне стукнуло восемнадцать, мне срочно с бабушкой оформили родственный обмен. И типа комната в коммуналке стало моей.
И кстати, тут тоже интересно- это была уже не типичная коммуналка как в Питере или в центре Москвы, а обычная трехкомнатная квартира , в сталинке, но с кухней метров семи. То есть не рассчитанная на коммунальный быт. Комната была угловая, но можно сказать двухярусная- подвал в комнате были чуть меньше комнаты. И так у всех соседей на первом этаже. У меня были подозрения, что те, кто изначально должен был получать там квартиры, договорились со строителями и им отгородили куски бомбоубежища. Мы там , в самом бомбоубежище были потом на экскурсии, дом был как раз рядом с моей школой.
Но в целом семья там в подвале могла вполне спокойно бомбежку переждать. Не особо теснясь.
Соседи были- нелюдимая пожилая женщина и сосед - тихий мирный алкоголик с доброкачественным алкоголизмом. У него еще в комнате была прописана мать, вдова погибшего на войне. А им тогда начали давать какое то жилье по льготам. Но так- мать жила в деревне и я ее так ни разу и не увидела.
Вот и вроде бы можно было просто переехать туда, а бабушку к родителям, но эта идея была сразу признана невыполнимой. Всеми нами. Бабушка то даже рвалась, но мы все понимали, что если даже зимние наезды маминой мамы трудно выносимы всеми нами, то постоянная жизнь с отцовой матерью- это просто из разряда невыполнимого. Это даже отец понимал и до последнего старался навещать ее сам. Благо ему по дороге с работы было. А когда к ее характеру стали добавляться уже и сосудистая деменция, то в коммуналке было таки сильно проще. Там у всех и так все на замке.
Но о ее характере - это отдельная тема, мне до сих пор непонятно- любила ли она хоть кого-то в своей жизни? Декларировала , что любит отца, но я ни разу не увидела никакого подтверждения в ее поступках.
Потому мы и жили потом с родителями еще три года, пока не поменяли эту комнату на такую же, но уже в двушке, на третьем этаже и с соседкой, которая почти никогда в ней не живет. И которую дали таки матери соседа. И нам это стоило организацией обмена соседу их двух комнат на квартиру, и вообще организации целой цепочки обменщиков. Просто обменять , что им две комнаты в одной квартире , а нам ту, другую- сосед не хотел. Он хотел отдельную квартиру. Потом мы прожили в той коммуналке, бабушка к тому времени умерла, еще два года, а вот потом уже мама на меня с сыном квартиру и получила.
Там тоже были игры того времени, но уже все проще давалось. Опыт же….
И все это при том, что что моей семье, что семье мужа , было тогда не влом купить нам каждому по квартире. Кооператив могли сразу целиком оплатить хоть на трешку. Но низяя…. Не положено.
Так-то нам тогда в наши юные годы больше грела возможность спать вместе и заниматься сексом не тайно, а не квартира, но вот то, как мы оба задумались после слов мамы, запомнилось.
Что решение быть вместе - подразумевает и будущие проблемы и хлопоты… . Ну и мы быстро поняли, что готовы на них, если вместе.
А вот у вас- какие такие вот « квартирные» или типа того , вопросы стали такой « проверкой на готовность жить и быть вместе? Ну и чисто поностальгировать- а вы какие квартирные цепочки и махинации того времени помните или о них слышали?